Содержание
Письмо-запрос – это разновидность делового письма. Запрос отправляют партнёрам, контрагентам, государственным органам… Иногда без него можно и обойтись (например, устно попросив коллегу-предпринимателя сообщить какие-то сведения), но в целом пренебрегать такими посланиями не стоит. Хотя бы ради соблюдения установленного порядка.
Что можно запрашивать?
- Информацию (о характеристиках товара и его наличии, о способах доставки и сроках поставки, о причинах задержки отправления и т. д.).
- Документы или предметы (бумаги для заключения договора, образцы товара и т. д.).
Словом, если вы чего-то не знаете или не вполне понимаете, если вам нужны документы или прайс-листы – отправляйте письмо-запрос.
Структура письма
Пишутся такие послания по той же схеме, что и другие деловые письма:
- сперва указываются реквизиты получателя и отправителя;
- затем – дата составления и исходящий номер документа;
- заголовок, отражающий суть вопроса;
- обращение к получателю (как правило – по имени и отчеству, если только вы не пишете в официальные инстанции);
- суть вопроса;
- благожелательное изъявление надежды на сотрудничество;
- благодарность;
- должность, ФИО и подпись отправителя.
Поскольку письмо-запрос – официальный документ, писать его следует на фирменном бланке. Образец письма-запроса можно скачать здесь.
Как писать?
Начинать запрос лучше с краткого объяснения причин обращения. Просто потребовать сведения без указания причин (да ещё и в ультимативной форме, как делают некоторые) – дурной тон. Напишите буквально одну вводную фразу, например:
- «на основании наших предварительных договорённостей»;
- «в целях предотвращения возможных спорных вопросов»;
- «в соответствии с заключенным договором»;
- «для заключения договора».
Если понадобится, можно ссылаться на акты законодательства. Например, если закон требует, чтобы перед заключением договора вы ознакомились с какими-либо бумагами, в письме можно написать: «В соответствии со статьей Федерального закона от 24.07.2012 № 397-ФЗ…». Переходить к сути без предварительных объяснений вы можете только в тех случаях, когда причина запроса очевидна (например, если вы пишете по образцу письмо-запрос коммерческого предложения). А вот если повод для обращения нестандартный, следует описать ситуацию и изложить ваши мотивы подробно, чтобы у получателя не осталось вопросов.
В содержательной части нужно сформулировать (по возможности – лаконично) одно конкретное требование. Нежелательно в одном и том же послании просить и разъяснений по нескольким тематикам. Впрочем, это опционально – если вы будете составлять письмо по каждому маленькому вопросу (которых штук 5-10 в общей сложности), это приведёт только к излишнему формализму. Адресат тоже не очень обрадуется, подвергнувшись такой «бумажной» бомбардировке. Начинают содержательную часть со стандартных вводных конструкций:
- «просим сообщить о…»;
- «будем крайне признательны, если Вы…»;
- «просим выслать…».
Письмо-запрос всегда требует письма-ответа. Если вопрос срочный и не терпит отлагательств – тактично упомяните, что хотели бы получить ответ как можно быстрее. С этой целью можно использовать следующие фразы:
- «просим ответить по возможности скорее»;
- «настоятельно просим ответить в пятидневный срок»;
- «просим дать ответ в двухнедельный срок»;
- «с нетерпением ждём Вашего письма»;
- «прошу прислать документы при первой возможности по электронной почте».
В большинстве случаев послание-запрос получается очень коротким. Не нужно растекаться мыслью по древу и высказывать свои соображения по теме и не по теме.
Ниже представлены примеры самых распространённых запросов.
Образец письма-запроса о предоставлении документов
«Уважаемый Владимир Александрович!
Для заключения договора между ООО «Артемида» и АО «Шварценшпигель» прошу предоставить следующий перечень документов:
- устав организации;
- свидетельства ОГРН и ИНН;
- свидетельство о государственной регистрации фирмы (полученное в ИФНС в установленном законом порядке);
- приказ о назначении на должность генерального директора.
Прошу отправить как оригиналы документов (почтой России либо курьерской службой), так и их копии (электронной почтой на [email protected])».
Образец письма-запроса о предоставлении информации
«Уважаемый Пётр Владимирович!
Прошу Вас проинформировать меня о возможности поставки корабельных двигателей Е-100 (код по каталогу СРК-1738-8476) в количестве 10 штук в срок до 10 декабря 2015 года, а также сообщить об условиях доставки и платежа. Заранее благодарю за быстрый ответ!».
Образец письма-запроса о разъяснении
«Уважаемый Александр Петрович!
В целях предотвращения возможных спорных моментов прошу Вас максимально подробно описать процедуру доставки макак-резусов с территории Северного Вьетнама. Какие транспортные средства используются на каждом этапе, есть ли опасность для жизни и здоровья особей, на какой максимальный срок я должен рассчитывать? С нетерпением жду Вашего ответа».
Составляйте письмо по приведённым образцам и не забывайте о вежливости и деловой этике. В запросе не должно быть угрожающих фраз, ультиматумов и обещаний отправиться с жалобой в официальные инстанции, если не будет ответа. Максимально корректно излагайте свою просьбу, даже если получатель явно не хочет её исполнять. А если ответ так и не придёт (либо если вам отправят официальный отказ в предоставлении данных), придётся прибегать к более серьёзным мерам – например, к написанию письма-предупреждения.
Шпаргалка делопроизводителя
Деловое письмо — самый распространенный вид коммуникации после устной речи.
В наше время широкое распространение получили электронные деловые письма. Они не требуют соблюдения всех правил оформления, в них можно сразу переходить к сути дела. Однако смысл письма не меняется от вида переписки.
Какие же деловые письма согласно статистике мы используем чаще всего?
. В этом письме официально запрашиваются информация, документы. Начинается письмо с обоснования причин запроса:
В соответствии с п. 1 ст.12 Федерального закона № 59 от …
Продолжается описанием сути запроса
Просим предоставить информацию об обращениях граждан, поступивших в апреле 2015 года.
В часто устанавливается срок
Информацию просим предоставить до .
. — самый распространенный вид делового письма, так как является ответным письмом на все виды деловых писем. Отличаются от других тем, что имеют ссылку на номер и дату письма, на которое отвечают. Начинаются, как правило, так:
В ответ на ваш запрос…
В ответ на ваше письмо…
Затем идет изложение ответа
Сообщаем, что за апрель 2015 года в наш адрес поступило 26 обращений граждан.
. начинается с описания ситуации и причин, которые побудили нас обратиться:
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
В связи со сложившейся ситуацией на производстве…
Продолжается описанием самой просьбы
Просим Вас обеспечить поставку машин в кратчайшие сроки.
Завершается письмо стандартными фразами
Заранее благодарим за участие…,
С наилучшими пожеланиями….
. Этот вид письма может быть как ответом на , так и инициативным выражением признательности за оказанные услуги или помощь. Письмо можно сразу начинать со слов благодарности.
Благодарим Вас за оказанное содействие в сборе средств.
Завершается письмо фразами
С наилучшими пожеланиями…
Надеемся на дальнейшее сотрудничество.
Надеемся на продолжение сотрудничества.
Сопроводительное письмо . Это письмо мы прилагаем к документам или товарам с целью подтверждения их официального направления и доставки.
Направляем Вам отчет за 2014 год по сбыту продукции со склада № 2.
Виды документов и их количество, наименования товара можно указывать в тексте или в приложении:
Статистические данные на 2 л. в 1 экз.
. Это письмо напоминает о событиях, датах, договоренностях и не требует ответа.
Напоминаем, что дата совещания представительств перенесена с на .
(информационное письмо). Это письмо содержит информацию о мероприятиях, людях, событиях.
Сообщаем, что Беликов Петр Николаевич принят на работу в с .
. Этим видом письма мы подтверждаем участие в , получение документов, факт оказания услуг.
подтверждает участие руководителя в мероприятии, посвященному Дню Победы, в 09–00.
. Это письмо является приглашением на мероприятие или для принятия участия в .
Приглашаем организацию принять участие в городском субботнике .
. Это письмо — официальный отказ от предложения, услуги, участия. В нем необходимо обосновать причины отказа.
В связи с командировкой руководителя на совещание в Республику Мордовия, мы вынуждены отказать/приносим свои извинения и сообщаем о невозможности посещения выставки «Сельское хозяйство»
и вежливо завершить письмо
Все перечисленные письма формальны. Они обеспечивают успешную коммуникацию внутри организации, сотрудничество с другими компаниями, взаимодействие с вышестоящими и государственными организациями.
Оформление делового письма любого вида стандартно, меняется только содержание.
Если вы хотите получить на свое письмо быстрый отклик, развернутый ответ, чтобы ваше письмо прочитали, запомнили, а не просто пробежали глазами, используйте больше конкретики, пишите яркую тему заголовка и избегайте стандартных фраз и слишком формального подхода.
Уважаемый Петр Петрович!
Наша компания нуждается в 10 новых компьютерах. Можете ли вы поставить требуемое количество до конца недели и выставить счет на оплату?
Я представляю небольшую организацию, и нам в начале следующей недели нужно провести видеоконференцию с филиалами.
Ваша помощь была бы неоценима для нас.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Переход сразу к сути, представление себя и короткое нешаблонное завершение. Вы экономите свое время и время адресата. Скорее всего, он будет рад выполнять ваши просьбы в дальнейшем.
Юрист с 11 летним стажем работы и профильным образованием.