Порядок привлечения иностранных граждан на работу

Самое важное на тему: "порядок привлечения иностранных граждан на работу" с комментариями профессионалов своего дела. Все вопросы вы можете задать в комментариях.

Прием на работу иностранцев в 2019 году: пошаговая инструкция, обязанности и ответственность работодателя

Прием на работу иностранных граждан требует от работодателя точного исполнения требований законодательства, поскольку ответственность за данное нарушение одна из самых значительных в сфере трудового права. Работодатель должен не только затребовать с работника все необходимые документы, но и самостоятельно выполнить ряд действий.

Статусы иностранных граждан на территории РФ

Порядок приема иностранных граждан будет во много зависеть от того, какой правовой статус они имеют на момент трудоустройства.Согласно ФЗ от 25.07. 2002 года за № 115-ФЗ можно выделить следующие категории и их признаки:

  1. Временно пребывающий. У такого человека отсутствует вид на жительство, на территории страны он находится либо на основании выданной визы, либо в безвизовом порядке. Это будет зависеть от того из какой страны он прибыл. У него в обязательном порядке должна быть миграционная карта, в противном случае он будет считаться лицом, нелегально пребывающим на территории страны.
  2. Временно проживающий, к этой группе относятся лица, которые получили разрешение на временное проживание. Как правило, оно дается на три года.
  3. Постоянно проживающий, этот статус можно получить только после нахождения на территории страны не менее 12 месяцев. В этом случае иностранцу выдается вид на жительство сроком 5 лет с возможностью продления.
  4. Беженцы – граждане любой страны, имеющие соответствующие документы о присвоении им этого статуса.
  5. Граждане стран-участниц Евразийского Экономического союза – в отношении них установлен упрощенный порядок трудоустройства, гражданство подтверждается паспортом.
  6. Высококвалифицированные специалисты – иностранцы, которые приезжают по приглашению работодателей.

Уточнить информацию о том, может ли гражданин въезжать без визы можно в Письме МИД РФ от 27.04.2012 года за № 19261/кд.

Действия работодателя до приема иностранцев

Если работодатель хочет трудоустроить временно пребывающего иностранного гражданина или высококвалифицированного специалиста он должен произвести следующие действия:

  1. Послать запрос в центр занятости, в случае если у него нет конкретного работника.
  2. Получить разрешение на привлечении иностранного специалиста по квоте.
  3. Оформить ему приглашение на въезд.
  4. Помочь оформить патент или разрешение на работу и заключить трудовой договор.
  5. Уведомить органы УФМС об их прибытии на территорию страны в течение 7 рабочих дней.

Документы при приеме на работу иностранца, в зависимости от статуса

Иностранец должен представить следующие документы при заключении трудового договора:

  • временно пребывающий: виза (при необходимости), миграционная карта, разрешение на работу (патент), разрешение на временное проживание, медицинский полис, диплом (при необходимости);
  • временно проживающий: разрешение на временное проживание и медицинский полис;
  • постоянно проживающий: вид на жительство и медицинский полис;
  • беженцы: удостоверение беженца и медицинский полис;
  • граждане ЕАЭС: паспорт своего государства и медицинский полис;
  • высококвалифицированный специалист: вид на жительство (если это установлено законом).

Помимо этих документов иностранец должен предоставить все документы, предусмотренные ТК РФ:

  1. Удостоверение личности (вид на жительство, иностранный паспорт и т. д.).
  2. СНИЛС (при отсутствии оформляет работодатель).
  3. Диплом (при необходимости).
  4. Справку об отсутствии судимости (при необходимости) и т. д.
  5. Трудовую книжку российского образца (при отсутствии ее заводит работодатель).

Медицинский полис иностранные граждане обязаны оформлять сами, но работодатель может заключить договор ДМС со страховой организацией, который будет включать и иностранцев.

Порядок оформления иностранцев

Как правильно осуществить прием иностранных граждан на работу в 2018 году? Пошаговая инструкция будет выглядеть следующим образом:

  1. Проверка всех необходимых документов. В том числе и разрешения или патента на работу. Нужно помнить, что в большинстве случаев иностранец может работать только в том субъекте федерации, где получил разрешительные документы и только по специальности, указанной в разрешении.
  2. Заключение трудового договора. В него, помимо условий предусмотренных ТК РФ, включаются сведения о документах, дающих право на проживание и работу.
  3. После заключения трудового договора работодатель обязан уведомить об УФМС в течение 3 рабочих дней. Уведомление оформляется на унифицированном бланке, который утвержден Приказом ФМС России № 640 от 08.12.2014 года.

Государственные взносы

За всех трудоустроенных иностранцев работодатель обязан перечислять все установленные законодательством налоги.

Их перечень и величина будет зависеть от правового статуса иностранного гражданина:

  • за работников, имеющих статус постоянно или временно проживающих, работодатель платит такие же взносы, как и за работников-граждан страны: ФСС – 2,9%, ФФОМС – 5,1%, ПФР – 22%;
  • за работников, имеющих статус временно проживающих, работодатель должен платить следующие взносы: ПФР – 22%, ФСС – 1,8%;
  • за высококвалифицированных специалистов выплачиваются следующие взносы: ПФР – 22%, ФСС – 2,9%.

Также с иностранцев удерживается налог на доходы, порядок удержания прописан в статье 224 НК РФ.

Статус резидента он получает после того, как общая продолжительность его пребывания на территории страны превысила 183 дня за последние 12 месяцев.
Из этого правила есть исключения, 13% от дохода платят сразу по прибытии:

  • высококвалифицированные работники;
  • иностранные граждане, имеющие патент;
  • иностранные граждане, имеющие статус беженца;
  • граждане ЕАЭС.

Данные ставки применяются только для доходов, получаемых по трудовому договору, все прочие доходы облагаются 30%.

Ответственность работодателей за нарушение законодательства

Если работодатель принял на работу иностранца, который не имеет права осуществлять трудовую деятельность на территории страны, то к нему могут быть применены следующие санкции:

  • штраф от 250 тыс. до 800 тыс;
  • приостановление деятельности организации;
  • штраф на должностное лицо от 25 тыс. до 50 тыс.
  • штраф 400 тыс. до 800 тыс;
  • приостановление деятельности организации;
  • штраф на должностное лицо от 35 тыс. до 50 тыс.

Привлечение к трудовой деятельности иностранных работников

Александр Комаров, аудитор Аудиторско-консалтинговой группы «БАНКО»

Федеральным законом от 25.07.02 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон №115-ФЗ) предусмотрены следующие основания для нахождения иностранных граждан на территории РФ: временное пребывание, временное проживание и постоянное проживание. В свою очередь временное пребывание может осуществляться как на основании визы, так и в безвизовом порядке; временное проживание осуществляется на основании разрешения на временное проживание, а постоянное проживание — на основании полученного иностранным гражданином вида на жительство (п. 1 ст.2 Закона №115-ФЗ). Предметом настоящей статьи не является рассмотрение вопросов о действиях работодателей и самих иностранных граждан, направленных на получение документов и разрешений, дающих право работодателям привлекать иностранных работников, а иностранным работникам – работать в России. Предположим, что соответствующие документы и разрешения у сторон уже имеются в наличии. Рассмотрим обязанности работодателей по информированию государственных органов о трудовых отношениях с иностранцами, в зависимости от оснований нахождения последних на территории РФ.

Читайте так же:  Где найти бабку снять порчу

Иностранные граждане, временно прибывающие в РФ в порядке, не требующем получения визы

В отношении иностранцев, временно прибывающих в РФ в безвизовом порядке (в основном, это граждане ближнего зарубежья), за исключением граждан Республики Беларусь, в соответствии с п. 9 ст.13.1 Закона №115-ФЗ необходимо уведомлять территориальный орган ФМС России и службу занятости населения обо всех случаях:

• заключения и расторжения с иностранными гражданами трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг),

• о предоставлении иностранным гражданам отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Порядок и срок представления уведомлений утверждены Приказом ФМС России от 28.06.10 №147 (Приложение №6 к этому Приказу), а формы уведомлений приведены в Приложениях №№ 5, 9 и 10 к Приказу. Срок подачи уведомления – 3 рабочих дня.

Работодателю (заказчику), пригласившему иностранного гражданина в РФ в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившему с иностранным работником в Российской Федерации новый договор, также следует направлять информацию:

в ФМС РФ (ее территориальный орган) — о нарушении иностранным работником условий трудового (гражданско-правового) договора, а также о досрочном расторжении такого договора (подп. 7 п. 8 ст.18 Закона №115-ФЗ);

в ФМС России (ее территориальный орган) и территориальный орган ФСБ РФ — о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания (подп. 8 п. 8 ст. 18 Закона №115-ФЗ).

Срок уведомления о перечисленных фактах установлен абз.5 и 6 п. 137.1 «Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства» (далее – «Административный регламент»), утвержденного совместным Приказом ФМС России №1, Минздравсоцразвития России №4, Минтранса России №1, Госкомрыболовства России №2 от 11.01.08 года. Указанный срок составляет 3 дня.

При этом форма и порядок подачи таких сведений (непосредственно в государственные органы или почтой) в настоящее время не разработаны и не утверждены.

Налоговую инспекцию по месту своего учета работодатель должен уведомить о привлечении и об использовании иностранных работников в течение 10 рабочих дней со дня наступления любого из обстоятельств, перечисленных в подп. 4 п. 8 ст.18 Закона №115-ФЗ, а именно:

• подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности,

• прибытия иностранного гражданина к месту работы или месту пребывания,

• получения им разрешения на работу,

• заключения с ним нового трудового договора, или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг),

• приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя,

• аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

Рекомендованная работодателям для использования при предоставлении уведомления в налоговые органы форма уведомления о привлечении и использовании иностранных работников приведена в Приложении к Письму ФНС РФ от 24.08.07 №ГИ-6-04/[email protected] Однако порядок предоставления уведомления (непосредственно в инспекцию или по почте) не установлен.

Несоблюдение порядка информирования налогового органа о вышеперечисленных обстоятельствах является основанием для приостановления действия выданного работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников (абз.4 ст.137.1 Административного регламента).

Что касается граждан Республики Беларусь, то порядок привлечения иностранных работников (и уведомления государственных органов исполнительной власти), предусмотренный Законом №115-ФЗ, на них не распространяется (основание — Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.96 №4).

Иностранные граждане, временно прибывающие в РФ на основании визы

Информирование государственных органов о привлечении на работу иностранных граждан, временно прибывающих на основании визы, происходит в процессе получения работодателем в территориальном органе ФМС РФ разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, а также при получении иностранцем (или работодателем) разрешения на работу в России. Дополнительного уведомления органов ФМС РФ и службы занятости при заключении с иностранными работниками трудовых (гражданско-правовых) договоров не требуется.

При этом на основании подп. 7 и подп. 8 п. 8 ст.18 Закона №115-ФЗ работодателю (заказчику), пригласившему такого иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности, либо заключившему с ним новый трудовой (гражданско-правовой) договор, также следует направлять информацию:

в ФМС РФ (ее территориальный орган) — о нарушении иностранным работником условий трудового (гражданско-правового) договора, а также о досрочном расторжении такого договора;

в ФМС РФ (ее территориальный орган) и территориальный орган ФСБ РФ — о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

Как отмечалось выше, срок уведомления о перечисленных фактах установлен абз.5 и 6 п. 137.1 Административного регламента. Указанный срок составляет 3 дня и его несоблюдение является основанием для приостановления действия выданного работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Что касается налогового органа, то его, как и в случае с безвизовыми иностранными работниками, в течение 10 рабочих дней со дня наступления соответствующих обстоятельств следует уведомлять о:

• подаче ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности,

• прибытии иностранного гражданина к месту работы или месту пребывания,

• получении им разрешения на работу,

• заключении с ним нового трудового договора, или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг),

• приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя,

• аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

Как мы уже отмечали, неуведомление в течение 10 рабочих дней налогового органа о получении иностранным гражданином разрешения на работу, либо о заключении с иностранным работником нового трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо аннулировании разрешения на работу иностранному работнику в соответствии с Административным регламентом является основанием для приостановления действия выданного работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Читайте так же:  Молитва для привлечения любви женщины

Иностранные граждане, проживающие на территории РФ

В отношении временно или постоянно проживающих на территории РФ иностранцев отметим следующее. Согласно п. 1 ст.2 Закона №115-ФЗ «иностранный работник — иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность» а «временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание».

Так как информирование государственных органов в соответствии с положениями п. 9 ст.13.1 и п. 8 ст.18 Закона №115-ФЗ предусмотрено в отношении иностранных работников, то при привлечении к работе иностранцев, временно или постоянно проживающих на территории РФ (то есть, получивших разрешение на временное проживание или вид на жительство и не являющихся иностранными работниками), уведомлять органы ФМС, ФСБ, службу занятости и налоговую инспекцию не требуется.

Если на работу принимается высококвалифицированный иностранный специалист

В случае привлечения к работе высококвалифицированных иностранных специалистов (как визовых, так и безвизовых) уведомлять органы ФМС РФ и службы занятости о привлечении к работе специалиста не нужно, так как в соответствии с подп. 2 п. 6 ст.13.2 Закона №115-ФЗ трудовой (гражданско-правовой) договор уже должен быть заключен на день подачи документов для оформления разрешения на работу, а вступить в силу — с момента получения иностранным гражданином такого разрешения.

При этом работодателю необходимо ежеквартально, не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, подавать уведомления в территориальные органы ФМС РФ (п. 13 ст.13.2 Закона №115-ФЗ):

• об исполнении обязательств по выплате высококвалифицированным иностранным специалистам заработной платы (вознаграждения),

• о предоставлении им отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года,

• о случаях расторжения с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Формы уведомлений утверждены Приказом ФМС РФ от 28.06.10 №147 (Приложения №№7, 8 и 11 к Приказу).

В течение 30 дней со дня получения иностранным специалистом разрешения на работу работодатель (заказчик работ, услуг) должен сообщить территориальному органу ФМС РФ о постановке иностранного специалиста на учет в налоговом органе (п. 16 ст.13.2 Закона №115-ФЗ).

Постановка на учет в налоговом органе осуществляется на основании поданного в налоговый орган по месту пребывания иностранного специалиста заявления по форме №2-2-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 11.08.11 №ЯК-7-6/[email protected]

Чтобы подать сведения, рекомендуем сделать ксерокопию уведомления о постановке на учет по месту пребывания по форме 2-3-Учет, которая утверждена этим же Приказом. Этот документ выдается иностранному гражданину налоговой инспекцией на основании п. 5 «Особенностей учета в налоговых органах физических лиц — иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями», утвержденных Приказом Минфина России от 21.10.10 №129н.

О привлечении и использовании высококвалифицированного иностранного специалиста работодатель должен сообщить в налоговую инспекцию по месту своего учета. На уведомление отводится 10 рабочих дней со дня наступления любого из обстоятельств, перечисленных в подп. 4 п. 8 ст.18 Закона №115-ФЗ (см. выше).

Рекомендованная работодателям форма уведомления о привлечении и использовании иностранных работников приведена в Приложении к Письму ФНС России от 24.08.07 №ГИ-6-04/[email protected]

Административная ответственность за неуведомление

За неуведомление территориального органа ФМС РФ, территориальной службы занятости населения или налоговой инспекции о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства предусмотрен штраф (п. 3 ст.18.15 КоАП РФ):

• для граждан от 2000 до 5000 руб.,

• для должностных лиц от 35 000 до 50 000 руб.,

• юридических лиц от 400 000 до 800 000 руб. (за каждого иностранного гражданина, незаконно привлеченного к трудовой деятельности (примечание 2 к ст. 18.15 КоАП РФ)) либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Порядок получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников

Иностранные работники могут осуществлять трудовую деятельность по трудовому договору или по гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг), заключенными с юридическими или физическими лицами, в том числе с иностранными юридическими лицами и с иностранными гражданами, зарегистрированными в качестве иностранных предпринимателей.


Работодатели и заказчики работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных граждан для выполнения работы только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, выданного в установленном законом порядке.

Для этого необходимо лишь уведомить о привлечении и использовании таких иностранных работников территориальный орган ФМС РФ и соответствующий орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок выдачи разрешения на работу и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на работу установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года №681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации» (далее — Постановление №681).

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона №115, пунктом 4 Постановления №681, разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции (ФМС РФ) или его территориальными органами при наличии заключения соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения.

Приказом ФМС Российской Федерации от 25 декабря 2006 года №369 «Об утверждении формы бланка заявления о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников и формы бланка разрешения на привлечение и использование иностранных работников», была установлена форма бланка заявления о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Одновременно с заявлением должны быть представлены следующие документы:

¨ заключение территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения, о целесообразности привлечения иностранных работников;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).
Читайте так же:  Как проверить есть ли сглаз

¨ проект трудового договора или иные документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников;

¨ документ об уплате государственной пошлины за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

¨ для российского юридического лица:

— копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;

— копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации;

¨ для иностранного юридического лица:

— копия свидетельства о регистрации юридического лица;

— копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации в Российской Федерации;

— копия свидетельства об открытии филиала и копия свидетельства о его аккредитации;

— копия разрешения на открытие представительства и копия свидетельства о его аккредитации;

¨ для индивидуального предпринимателя:

— копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

— копия документа, удостоверяющего личность и место регистрации индивидуального предпринимателя;

— копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации.

За выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников взимается государственная пошлина — 3000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника (подпункт 12 пункта 1 статьи 333.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ)).

Порядок выдачи заключения территориальными органами федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения, о целесообразности привлечения иностранных работников регламентирован Приказом Минтруда и Социального Развития Российской Федерации от 15 июля 2003 года №175 «Об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда Российской Федерации по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников».

Заключение территориальных органов службы занятости о целесообразности привлечения иностранных работников составляется с учетом принципа приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест с учетом:

— наличия на соответствующей территории равноценной рабочей силы;

— наличия возможности перераспределения трудовых ресурсов из других регионов;

— обеспечения равных условий и оплаты труда иностранных работников по отношению к гражданам Российской Федерации;

— предотвращения негативного воздействия найма иностранных граждан на условия занятости российских граждан.

Квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию устанавливаются Правительством Российской Федерации.

ФМС Российской Федерации принимает решение о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы в течение 30 дней со дня подачи работодателем всех вышеуказанных документов.

В случае если для принятия решения о выдаче разрешения требуется проведение экспертизы, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи документов (пункт 8 Постановления №681).

Если принято решение об отказе в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, то в течение 5 дней после принятия такого решения работодателю направляется в письменном виде мотивированный отказ в выдаче разрешения.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников в 10-дневный срок со дня принятия решения о его выдаче высылается работодателю по почте или может быть выдано лицу, уполномоченному работодателем.

Выданное разрешение не может быть передано другому работодателю, а работники, принятые на основании этого разрешения, не могут быть переведены на работу к другому работодателю.

Приостановление действия выданного разрешения на привлечение и использование иностранных работников производится, если работодатель:

¨ не обеспечил получение иностранным гражданином, привлекаемым к трудовой деятельности, разрешения на работу;

¨ не уведомил в 3-дневный срок орган миграционной службы о месте временного пребывания иностранного работника, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

¨ не уведомил в течение 10 рабочих дней налоговый орган по месту своего учета о прибытии иностранного гражданина к месту работы или месту пребывания, либо получении иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключении с иностранным работником нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо аннулировании разрешения на работу иностранному работнику;

¨ не направил в 3-дневный срок в орган миграционной службы информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении договора;

¨ не уведомил в 3-дневный срок орган миграционной службы, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности, о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников аннулируется в случае:

¨ подачи работодателем соответствующего заявления;

¨ ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя;

¨ выявления представления работодателем недостоверных сведений при подаче документов для выдачи разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

¨ использования работодателем иностранных работников за пределами субъекта (субъектов) Российской Федерации, в котором ему разрешено их привлекать;

¨ неустранения работодателем допущенных нарушений в установленный срок.

Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации предполагает реализацию одного из основных прав работника и обязанностей работодателя по обязательному социальному страхованию работников (статья 22 ТК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» к застрахованным лицам относятся, наряду с гражданами Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Следовательно, социальное страхование распространяется и на иностранных граждан, работающих по трудовым договорам в Российской Федерации.

Поэтому работодатель не освобождается от уплаты единого социального налога.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального Закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон №167-ФЗ) застрахованными лицами (лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным Законом) помимо граждан Российской Федерации являются проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства работающие по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору. Причем право этих лиц на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов (статья 14 Закона №167-ФЗ), что входит в обязанности страхователей-работодателей и иных лиц, названных в статье 6 Закона №167-ФЗ. Взносы по обязательному пенсионному страхованию необходимо платить за иностранцев, проживающих в Российской Федерации как временно, так и постоянно. Если иностранный гражданин имеет статус временно пребывающего на территории Российской Федерации, то он не является застрахованным лицом и, соответственно, на выплаты в пользу данного физического лица страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются.

Читайте так же:  Как снять порчу сглаз молитвой себя

Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»:

«Нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, устанавливаемые настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора».

Соответственно, при занятии иностранными гражданами трудовой деятельностью в Российской Федерации обязательное медицинское страхование и выдача им страховых медицинских полисов обязательного страхования осуществляется наравне с другими работниками данных предприятий, учреждений и организаций, а срок действия страхового медицинского полиса обязательного страхования определяется сроком действия заключенного с иностранным гражданином трудового договора (контракта).

Согласно Постановлению ФАС Дальневосточного округа от 9 марта 2005 года №Ф03-А59/04-2/4452 работодатель — налогоплательщик единого социального налога правомерно подвергнут ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной статьей 123 НК РФ, так как не включил в объект налогообложения для исчисления единого социального налога суммы оплаты труда (выплат и вознаграждений), начисленных в пользу иностранных граждан, работающих на территории РФ.

Кроме того, главой 23 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При этом, согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 208 НК РФ, вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации относится к доходам от источников в РФ.

Понятие налогового резидента Российской Федерации приведено в статье 207 НК РФ, в соответствии с которой:

«Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения».

Таким образом, работодателю следует иметь в виду следующее: независимо от того, что принятый работник является иностранным гражданином, если он получает вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей и при этом находится на территории Российской Федерации более 183 дней в году, у работодателя возникает обязанность выступать налоговым агентом в отношении этого работника, то есть работодатель должен исчислить, удержать у работника — налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц в соответствующий бюджет.

Более подробно с вопросами, касающимися порядка заключения трудовых договоров с лицами, поступающими на работу в строительную организацию, содержание и сроки трудового договора, порядок прекращения трудового договора, а также общий порядок оформления при приеме на работу и особенности приема на работу иностранных работников и работников по совместительству, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Строительство. Образцы трудовых договоров».

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО РАБОТНИКА

В настоящее время российский работодатель вправе привлечь иностранных граждан в качестве работников, в том числе из стран СНГ и дальнего зарубежья. Однако при приеме на работу иностранных граждан работодатель может столкнуться с дополнительными проблемами, связанными с оформлением соответствующих документов.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим права и обязанности иностранных граждан в Российской Федерации, в том числе и в области трудовых отношений, основным является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115–ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 115–ФЗ).

В силу ст. 2 Федерального закона № 115–ФЗ иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а иностранным работником — иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. При этом под временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующее получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Помимо статуса временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина Федеральный закон № 115–ФЗ определяет временное и постоянное проживание иностранного гражданина на территории России, отличные от временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

В связи с изложенным иностранным работником является иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность, которой признается работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Категория иностранцев, работающих по трудовому договору или гражданско-правовому договору, выделена в отдельную группу, в отношении которой применяется разрешительный порядок привлечения к трудовой деятельности.

Хотелось бы отметить, что иностранный гражданин будет признаваться иностранным работником в случае, если он временно пребывает в Российской Федерации и осуществляет в установленном порядке трудовую деятельность. Таким образом, иностранный гражданин, имеющий разрешение на временное проживание или вид на жительство, не относится к категории иностранных работников и может осуществлять трудовую деятельность в российских фирмах без специальных разрешений.

Документы, необходимые для привлечения иностранного работника к трудовой деятельности на территории России:

1. Согласно Федеральному закону № 115–ФЗ работодателю необходимо получить разрешение на привлечение иностранных работников, которое выдается органами внутренних дел на основании заключения соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения.

Работодатель сначала обращается в территориальный орган службы занятости населения того субъекта Российской Федерации, в котором осуществляется деятельность и где планируется использовать труд иностранцев, за заключением о целесообразности привлечения иностранных работников. В данный орган необходимо представить сведения о работодателе, о планируемом количестве иностранных работников, об их деятельности и профессиях и иную информацию, обосновывающую необходимость привлечения иностранных работников. Получив положительное заключение от органа службы занятости населения, работодатель обращается в органы МВД для получения разрешения на привлечение иностранных работников.

Читайте так же:  Чтобы ребенка не сглазили что надо сделать

2. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности выдается на основании полученного разрешения на привлечение иностранных работников по ходатайству работодателя органами внутренних дел. Количество таких приглашений не должно превышать квоту, утверждаемую ежегодно постановлением Правительства РФ. Обращаем внимание, что вместе с ходатайством работодатель (приглашающая сторона) должен предоставить гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в порядке, определяемом постановлением Правительства РФ от 24 марта 2003 г. № 167 «О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации».

3. Одновременно с приглашением на въезд работодатель должен получить разрешение на работу для каждого иностранного работника. Указанное разрешение используется только для временно пребывающих иностранных граждан (п. 4 ст. 13 Федерального закона № 115–ФЗ). Для получения этого разрешения работодатель должен внести на специальный счет средства, необходимые для обеспечения выезда иностранного работника из Российской Федерации соответствующим видом транспорта. Порядок обращения с названными средствами пока не установлен.

При наличии указанных выше разрешений работодатель вправе заключить с иностранным гражданином трудовой договор либо гражданско-правовой договор, как правило, на срок его пребывания на территории Российской Федерации.

За нарушение порядка привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы должностные лица работодателя несут административную ответственность согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (КОАП РФ). В соответствии с п. 1 ст. 18.10 КОАП РФ на них может быть наложен административный штраф в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда.

При принятии на работу иностранного претендента работодатель вправе проверить документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ, в том числе документ, удостоверяющий личность, а также документы об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний. Перечисленные документы должны быть переведены на русский язык, а перевод заверен компетентным органом.

Хотелось бы обратить внимание на то, что согласно ст. 65 ТК РФ работодатель обязан вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, в случае если работа в этой организации является для работника основной.

Таким образом, на иностранного работника, проработавшего в организации более пяти дней, работодатель заводит трудовую книжку в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках».

Кроме получения вышеуказанных разрешений, работодатель предоставляет документы в органы внутренних дел для регистрации иностранного работника по месту его пребывания (в случае если такие документы не были поданы самим иностранным работником) в течение трех дней со дня прибытия иностранного гражданина в Российскую Федерацию (ст. 20, 21 Федерального закона № 115–ФЗ). Регистрация производится при предъявлении миграционной карты, имеющей отметку органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию, и документа, удостоверяющего личность (ст. 23 Федерального закона № 115–ФЗ).

Помимо перечисленного выше работодатель обязан:

· уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику;

· направлять в органы внутренних дел информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров;

· направлять в органы внутренних дел и органы безопасности информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места его пребывания.

Хотелось бы отметить, что оформление документов на иностранных граждан дальнего зарубежья и на граждан СНГ не имеет особого различия, за исключением граждан Республики Беларусь. Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июля 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования, привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется. Таким образом, граждане Республики Беларусь могут осуществлять свою трудовую деятельность в российских организациях без разрешений.

Выдача вышеуказанных документов осуществляется платно. В соответствии с п. 8 ст. 4 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2005-1 «О государственной пошлине» работодателем уплачивается государственная пошлина в следующих размерах:

· за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию лица из другого государства — 200 руб.;

· за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников —3000 руб. за каждого привлекаемого иностранного работника;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

· за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства — 1000 руб.

Порядок привлечения иностранных граждан на работу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here