Привлечение молодежи в библиотеку опыт работы библиотеки

Самое важное на тему: "привлечение молодежи в библиотеку опыт работы библиотеки" с комментариями профессионалов своего дела. Все вопросы вы можете задать в комментариях.

Привлечение молодежи в библиотеку опыт работы библиотеки

Зональный семинар «Современные формы и методы привлечения молодежи в библиотеку»

Семинар начался с небольшого сообщения Л.Г. Зенковой, председателя Новосибирской областной общественной профсоюзной организации Российского профессионального союза работников культуры. Членов профсоюза среди присутствующих в зале оказалось немного, поэтому всем было полезно узнать о том, чем ценен профсоюз для библиотекарей.

Первое большое выступление семинара было посвящено привлекательной библиотеке для молодежи. Какой она должна быть, что стоит включить в стратегию своего развития – об этом рассказывала Е.М. Агарина, начальник отдела координации и развития НОЮБ. В своем выступлении Елена Михайловна упомянула и об опыте Российской государственной библиотеки для молодежи, в течение двух лет проводившей конкурс библиотечных молодёжных проектов «Фабрика идей».

Далее своим опытом работы с молодежью поделились библиотекари юношеской кафедры Центральной библиотеки РМКУК «Татарская централизованная библиотечная система» С.В. Федотова и О.В. Трошина, наглядно, со множеством фотографий, рассказав о проектах библиотеки, об интересных и ярких событиях – от «Библионочи» в военных декорациях до недавних мероприятий к Году экологии. Коллеги также показали видео с отзывами читателей. Было особо отмечено, что стоит привлекать молодежь к созданию подобных видеороликов: это и ребятам интересно, и позволит увидеть и презентовать библиотеку глазами ее читателей.

    

М.С. Костина, заведующая сектором центра поддержки культурных инициатив молодежи НОЮБ, представила опыт своего отдела в докладе «Поддержка культурных инициатив молодежи как новая услуга библиотеки». Здесь речь шла в основном о молодежных клубах и установлении системной работы с ними: взаимополезного сотрудничества с библиотекой, межклубного взаимодействия и развития ребят – руководителей и активистов клубов.

Тему развивающих и игровых мероприятий для молодежи продолжила С.И. Кулакова, библиотекарь отдела молодежных программ НОЮБ. Софья сделала упор на проект «В поисках культурного кода» и подробно разобрала одно из мероприятий проекта – интерактивно-познавательную программу, посвященную сказке.

После перерыва слово взяла Э.В. Смирнова, заместитель директора НОЮБ, ее доклад был посвящен эффективным практикам продвижения чтения в молодежной среде. Коллеги смогли узнать о полезных электронных ресурсах, о ярких аспектах выставочной деятельности и популярных у молодежи проектах Новосибирской областной юношеской библиотеки, таких как «Своевременные книги для несвоевременного возраста», «Брейнсторминг: Чтение КЛАССНОЕ и ВнеКЛАССНОЕ».

    

Завершением семинара стал мастер-класс с элементами тренинга «Партнерское взаимодействие в реализации совместных программ и проектов в библиотеке», который провела Т.Е. Манн, начальник отдела молодежных программ НОЮБ. Поиск социальных и коммерческих партнеров, фандрайзинг, установление партнерских отношений – очень важные умения для библиотекаря, и коллеги отметили, что получать эти знания в форме мастер-класса несложно и очень полезно.

Параллельно с семинаром, с часу дня, молодые специалисты Новосибирской областной юношеской библиотеки проводили для студентов и школьников Татарска День любимой молодежной книги «Книжный эко-лабиринт». Разделившись на команды, ребята вспоминали имена известных писателей, определяли, что стоит взять с собой в поход, отвечали на вопросы викторин, связанные с животными и цветами, и вопросы игры «Что? Где? Когда?». Не обошлось и без обзора литературы, затрагивающей темы эволюции, животных и бережного отношения к окружающему миру.

Видео (кликните для воспроизведения).

В конце семинара Новосибирская областная юношеская библиотека передала библиотеке Татарска книги в подарок – подростковую литературу и книги краеведческой тематики, в том числе новую книгу К.А. Голодяева, презентация которой состоялась в НОЮБ в рамках «Библионочи». Но для новосибирцев интересное на этом не закончилось – коллеги из Татарска организовали для нас поездку в музей, созданный и поддерживающийся неравнодушными людьми.

Мы благодарим Осипову Людмилу Михайловну, директора Центральной библиотеки РМКУК «Татарская централизованная библиотечная система» за помощь в организации семинара. Будем ждать наших коллег из области на следующих методических встречах – не только в качестве слушателей, но и в качестве докладчиков!


заведующая сектором центра поддержки культурных инициатив молодежи

—>Библиотечное молодежное движение «МЫ» —>

В библиотеке развернули свою деятельность следующие клубы::

— «Бестселлер» — клуб любителей чтения. Создан по инициативе читателей, активных участников программы летних чтений. В центре внимания членов клуба все мировые бестселлеры: читают, обсуждают, дискутируют.

— «Эстет» — арт-салон. Тут собираются поклонники искусства. Презентации выставок, встречи с художниками, актерами, музыкантами, показ мод – все это в арт-салоне.

— «Ориентир» — правовой лекторий. На его заседаниях можно задать любой вопрос представителю юридической консультации, поучаствовать в ситуативных тренингах, дискуссиях.

— «English club» — лингвоклуб. В общении с волонтером-американцем дети совершенствуют свой разговорный английский.

1. Бирюкова Г. нет на Земле неинтересных мест // Библиотека. – 2008. — № 9. – С. 74-77.
2. Голубенко Т. Еще раз о востребованности Ямальских библиотек, или Что мы можем взять из европейского опыта // Библиотека. – 2008. — № 2. – С. 74-77.
3. Кислова Е. Привлекая, увлекать! // Библиотека. – 2008. — № 1. – С. 74-77.
4. Кресова Л.Е. Активизация читательских интересов детей в библиотеках Германии // Библиотековедение. – 2009. — № 4. – С. 90-94.
5. Монина В. Как привлечь молодежь? // Библиотека. – 2008. — № 1. – С. 8-9.

Оригинальные способы привлечения читателей в библиотеки. Опыт разных стран. Часть первая.

Популяризацией библиотек озабочены во всем мире, не только в родном Отечестве. Сегодня расскажу о нескольких удачных проектах из разных уголков мира, действительно принесших и приносящих результаты.

В штате Северная Каролина, США, в небольшом городке Шарлот в обычной публичной библиотеке есть специально выделенная для подростков зона. Лофт, по-русски, чердак, имеет свои правила, отличающиеся от правил поведения в библиотеках. Посещать Лофт могут лишь подростки двенадцати — восемнадцати лет и несколько выбранных библиотекарей для обслуживания. В Лофте необязательно соблюдать тишину. Молодые посетители общаются, записывают музыку, создают клипы, пользуются компьютерами, и, наконец, читают. Стены на «чердаке» стеклянные, рисовать на них не возбраняется. Три главных правила Лофта — проявляй уважение к другим, к себе и к месту, в котором присутствуешь. Организаторы задумали зону как своеобразное убежище от учителей и родителей, при этом подростки занимаются любимыми делами, от пресловутого влияния улиц ограждены. Авторы проекта, конечно, ожидали успеха «предприятия», но не в таких масштабах. Территорию лофта на следующий же год пришлось увеличить в два раза, и заинтересованность в литературе в городке среди молодежи по статистике выросла.

На фото пример оформления лофта.

В Бельгии стали проводить в читальных залах романтические свидания-знакомства для одиноких людей. В качестве эксперимента на первые рандеву пригласили дюжину человек. Свечи и вазы с цветами на столах, и даже вино в бокалах, все как полагается для знакомства, только место проведения необычное. Положительный нюанс подобных встреч, люди больше раскрываются и лучше узнают друг друга, рассказывая о предпочтениях в литературе. Можно походить по залу, выбрать любимую книгу, прочесть отрывок, подходящий случаю или соответствующий жизненным приоритетам знакомящихся. Задумка понравилась, на электронную почту библиотеки массово пошли просьбы продолжать мероприятия. Власти предложили инициаторам провести тренинг «Как организовать романическое свидание в библиотеке» для сотрудников всей библиотечной системы страны, который успешно прошел в Антверпене. Более трехсот библиотек Бельгии сейчас практикуют подобные акции-свидания. За три последних года этим оригинальным способом нашли спутников десятки одиночек.

Свидание в библиотеке.

Не только романтические, но и деловые или дружеские встречи приятно проводить в «храмах книг».

Интересное, и как выяснилось, действенное привлечение читателей, используется в Великобритании. Для формирования библиотечного фонда задействуют молодежь, при этом не только постоянные посетители принимают участие в приобретении и выборе книг, но и те, кто совсем не ходил в библиотеки. Система поощрений (бесплатные посещения кино или кафе, бесплатные курсы по обучению офисной техникой, бесплатный интернет) плоды приносит неплохие. Приятно, что даже негативно относящиеся к библиотекам, стали проявлять заинтересованность.

Новшество в публичной библиотеке Сингапура, так называемая «тихая» музыкальная студия, была задумана для привлечения уже состоявшихся и подающих надежды музыкантов. Особое оборудование дает возможность сделать звук минимальной громкости, дабы не мешать другим посетителям. Библиотека имеет внушительный фонд музыкальных материалов на электронных носителях, участникам «тихой» студии созданы оптимальные условия для творчества, они могут пользоваться собственными переносными или имеющимися музыкальными инструментами. Генератор JamHub mixer подает звук прямо в наушники музыкантов. Идея прижилась, кроме использования студии по прямому назначению, посетители активно пользуются и музыкальным, и книжным фондом.

«Тихая» музыкальная студия (Silent Studio) в публичной библиотеке Сингапура.

Библиотека на велосипедах. Проект Books on Bikes в Сиэтле из экспериментального стал постоянно действующим. К велосипеду прикрепляют особенные прицепы, сконструированные таким образом, что видно их содержимое. Вместительность прицепа довольно большая, двести пятьдесят книг спокойно можно расположить. Библиотекари на велосипедах с прицепами разъезжают по общественным местам, «библиотека на велосипедных колесах» позволяет прочесть классику или новинки даже в глухих провинциях, чтобы взять книгу достаточно иметь билет читателя. Кстати, записаться можно на ярмарке. Например, удачно придумали поместить лоток с книгами на сельской ярмарке, среди прилавков с овощами и фруктами книжная лавка особенно привлекает внимание. Фермеры не часто выбираются за пределы своих хозяйств, но вот пропустить ярмарку они не могут. Сельчанам понравился такой сервис, часто приходится выезжать уже двум или трем необычным лоткам, книги разбирают «на ура», сдают в следующий визит на ярмарку.

Публичная библиотека Бостона (США) организовала релаксационные классы с тренингами по гимнастике Цигун. Приверженцев восточных практик все больше, этим и воспользовались сотрудники бостонской библиотеки, предоставив кроме помещения для занятий специально подобранную экспозицию литературы, обновляющуюся постоянно. Наплыв новых пользователей превзошел ожидания.

Интересных и необычных форм для привлечения читателей много, по сути, это не паханое поле для фантазии творческих и любящих свое дело людей.

Привлечение молодежи в библиотеку опыт работы библиотеки

Омские решения привлечения молодежи в библиотеку

[ Информационный бюллетень РБА. – 2011. – №59, – С. 75-78 ]

И.В.Соловьёва,
директор Омской областной библиотеки для детей и юношества

На примере деятельности Омской областной библиотеки для детей и юношества раскрываются возможности публичной библиотеки по привлечению молодежи путем реализации различных проектов и программ.

Что делать, чтобы привлечь молодежь в библиотеку? Этот вопрос волнует всех библиотекарей, в том числе и библиотекарей Омской областной библиотеки для детей и юношества, которую я, возглавляю уже более полугода.

Библиотекари – люди решительные, последовательные и непреклонные. Если есть проблема, значит нужно ее решать. В начале мая 2010 года мы провели анкетирование специалистов библиотеки, и выяснилось, что проблема привлечения молодых читателей волнует всех работников библиотеки и каждого в отдельности. Все отметили значимость и сложность проблемы, и каждый предложил пути ее решения.

Для создания привлекательного образа библиотеки был придуман и разработан проект «Апельсиновые окна». Идея проекта витала в воздухе и «пахла апельсинами». Здание, в котором расположена библиотека, построено в конце 1970-х годов. Архитектурные решения того времени предполагали широкое использование бетона и стекла. Так появились на свет наши окна от пола до потолка. В Омске в 1970-х годах было открыто несколько библиотек, оснащенных такими же витринами, как наша. Рациональное использование окон – это проблема многих библиотек. Используя их для организации экспозиций разного содержания, для размещения информации о библиотеке и ее услугах, значимой информации из жизни местного сообщества, фотовыставок, посвященных некоммерческим партнерским организациям, библиотека расширяет свое информационное пространство, делает «шаг на улицу», навстречу своим читателям.

Проект «Апельсиновые окна» предполагает двухстороннее оформление витринных окон первого этажа библиотеки. В окнах библиотеки будут экспонироваться творческие работы молодежи при участии партнерских организаций; размещаться информация о библиотеке, библиотечных мероприятиях и о читателях. При периодической смене экспозиции, проект позволит использовать выполненное оформление в течение длительного времени.

22.06.2012, 15:15
Видео (кликните для воспроизведения).

Целевыми группами проекта являются: население – взрослые и дети, подростки и молодежь – прохожие, к которым обращена внешняя сторона экспозиции; читатели библиотеки, которые смогут увидеть внутреннюю сторону экспозиции; дети и подростки, юные жители Омской области – авторы экспонируемых работ, для которых участие в выставке и общественное признание – это стимул к дальнейшему творчеству. Проект визуально воплощает миссию библиотеки: создать среду творческого и интеллектуального развития детей и молодежи.

С этим проектом библиотека в 2009 году приняла участие во Всероссийском конкурсе библиотечных проектно-дизайнерских идей «Яркие люди в ярком пространстве» и наш проект стал победителем конкурса в номинации «Дизайн детских пространств в библиотеках».

Для изучения рынка предоставления своих услуг, как бесплатных, так и платных, для приближения к потенциальному пользователю, для создания условий привлечения читателей библиотека выходит на широкую аудиторию за пределами библиотеки. Расширение информационного пространства становится насущной необходимостью для любой современной, в том числе и для нашей, библиотеки.

В марте 2009 года мы приняли участие в региональной выставке «Омская культура: время созидания» с информационным проектом «Площадка. Руками – трогать!». Основное содержание проекта – организация библиотечной площадки в крупнейшем выставочном центре города (выставочные площади составляют более 7 тысяч кв. метров, здесь бывают все омичи). Библиотека реализовала возможность показать свои информационные ресурсы посетителям – омичам и гостями города Омска.

Профессиональное общение и укрепление связей с театрами, музеями, творческими молодежными коллективами, укрепление положительного имиджа библиотеки, привлечение в библиотеку новых пользователей – вот результаты участия в выставке. Целевые группы проекта – молодежь и дети; за пять дней работы библиотечную площадку посетили более полутора тысяч человек.

В числе мероприятий проекта: организация выставки книг и периодических изданий для детей, подростков и молодежи; оборудование игровой площадки; работа консультантов; трансляция видеоролика о библиотеках муниципальных образований Омской области, работающих с детьми и юношеством; театрализованное представление – открытие Недели детской книги; интерактивное шоу-викторина; распространение рекламной продукции.

Проект «Площадка. Руками – трогать!» был позитивно воспринят и на региональной сельскохозяйственной выставке, наша библиотека приняла в ней участие уже по приглашению ее организаторов. На этот раз мы вышли на региональную выставку с информационно-просветительским проектом «Детская сельхозакадемия», которую посетили 394 человека –дети и подростки.

В программе «Детской сельхозакадемии»: книжная выставка, викторины, творческая мастерская. Результат мероприятия: распространение информации естественнонаучного характера и информации о библиотеке, привлечение внимания молодежи к деятельности библиотеки.

Работа на большую аудиторию очень понравилась молодым специалистам библиотеки, и следующую региональную выставку мы ждали уже с нетерпением и готовились к ней заранее и с удовольствием.

На региональную выставку «Омская культура: известные имена и неизвестные факты» в марте 2010 года библиотека вышла с проектом «Любимые детские книги омичей». Заранее был проведен опрос известных в городе людей. Мы задавали один вопрос: «Назовите свою любимую детскую книгу». По результатам опроса подготовили книжную выставку и продолжили опрос – опрашивали посетителей библиотечной площадки. И выставка, и опрос вызвали огромный интерес у людей всех возрастов. О любимых детских книгах рассказывали с упоением, вспоминая подробности и впечатления от знакомства с книгой. Для себя мы сделали вывод: детская книга объединяет поколения, ведь молодые, взрослые и даже пожилые люди любят и помнят те же книги, которые сейчас читают дети и подростки, а значит – есть о чем поговорить! Проект «Любимые детские книги» мы будем продолжать, так как он удачно сочетает работу с большой аудиторией и индивидуальную работу, привлекает внимание к детской книге и библиотеке.

Всё, о чем сказано выше – это PR-акции. Мы должны быть видимы, заметны и значимы в местном сообществе – отсюда увлечение громкими и звучащими проектами, которые помогают реализовать свой творческий потенциал, внести оживление в деятельность библиотеки, показать, что она и сегодня востребована. Кроме того, массовые мероприятия увеличивают один из основных показателей деятельности библиотеки – посещаемость.

Вне стен библиотеки реализуется и программа «Товарищество передвижных выставок». В рамках этой программы специалисты библиотеки готовят и предоставляют во временное пользование муниципальным библиотекам Омской области, осуществляющим библиотечное обслуживание молодежи и подростков, и библиотекам учебных заведений книжно-иллюстративные выездные выставки актуальной тематики, которые позволяют приблизить информацию к пользователю, обеспечить выравнивание возможностей доступа к актуальной и социально значимой информации для молодежи и подростков, увеличить эффективность использования библиотечного фонда, расширить молодежную читательскую аудиторию. Целевые группы программы – подростки и молодежь в возрасте от 13 до 19 лет (школьники, учащиеся профессиональных учебных заведений, колледжей), а также сотрудники библиотек и педагоги. Кроме выставок, мероприятия программы включают и проведение просветительских мероприятий с небольшими группами подростков и молодежи. Сотрудники отдела обслуживания, выезжая в учебные заведения и библиотеки, проводят беседы, полемические и литературные видеочасы с использованием видеоматериалов и книг из фонда библиотеки.

Работа с малыми группами учащейся молодежи ведется уже много лет, и значительная часть наших читателей пришла в библиотеку и стала ее постоянными посетителями именно благодаря этой кропотливой повседневной творческой работе нашей заведующей сектором читального зала Е.В. Марковой. Это еще раз подтверждает факт значимости «роли личности в истории». Даже один высококвалифицированный заинтересованный специалист может привлечь в библиотеку не одну сотню читателей.

Работе с малыми группами подростков посвящен и партнерский проект «Я гражданин твой, Россия!». Основу каждого мероприятия проекта составляет проведение церемонии торжественного вручения паспортов Российской Федерации гражданам, достигшим 14-летнего возраста. Программа каждого мероприятия посвящена какой-либо всероссийской общественно-политической дате: Дню воинской славы России, ли другому общероссийскому празднику. Проект разработан и реализуется совместно с Управлением Федеральной миграционной службы России по Омской области. В мероприятиях проекта принимают участие не только подростки, которым вручаются паспорта, но и их родители, близкие друзья. Тематические мероприятия патриотической направленности, приуроченные к значимому событию личной жизни молодого человека (получению первого в жизни паспорта) позволяют (используя интеллектуальную атмосферу библиотеки, оформление, звуко- и видеоряд, а также книги, эмоциональность выступающих, игровые элементы) создать позитивный настрой у присутствующих подростков и их родителей, делать день получения первого паспорта гражданина Российской Федерации запоминающимся. А получил паспорт – запишись в библиотеку! Мероприятия с вручением паспортов проходят ежемесячно и получают позитивные отзывы.

В нашей библиотеке ежегодно 10 тыс. читателей, которым мы выдаем 156 тысяч экземпляров документов; посещаемость – 64 тысячи. Мы рады каждому из них. Пусть он приходит к нам за книгой, журналом, газетой, пообщаться со сверстниками, стать участником мероприятия, обменяться книгами, просто побыть в окружении книг, зайти на сайт библиотеки и т.д. Мы проводим множество мероприятий, рекомендуем книги, оформляем выставки, выходим за стены библиотеки с акциями по привлечению пользователей, привлекаем к работе партнеров и спонсоров, рекламируем библиотеку.

В ближайшей перспективе мы планируем:

• использовать сайт библиотеки – создать форум для обсуждения модных книг и личных знакомств «Давайте знакомиться»; • разработать программу «Радость чтения», которая включит обучение библиотекарей и мероприятия для детей, подростков и молодежи (например, программы летнего чтения, книжные марафоны, читательские и семейные клубы чтения и др.), основанные на индивидуальной работе с читателем; • оформить музейную экспозицию, посвященную детской книге; • активизировать процесс автоматизации библиотеки; • максимально открыть документный фонд.

Безусловно, у нас существуют проблемы –как у многих из вас: посещаемость, которая не растет, а норовит упасть; библиотечный фонд, который недостаточно интенсивно обновляется; автоматизация, которая происходит медленнее, чем хотелось бы; специалисты, которые не молодеют; заработная плата, которая никак не увеличивается настолько, чтобы ее хватало на обеспеченную жизнь «среднего класса» и прочее и прочее.

Однако самая главная проблема – это привлечение молодежи в библиотеку. Наша задача – не дать преждевременно уйти книжной культуре как источнику интеллектуального развития и удовольствия. Настала пора задуматься, а те ли методы привлечения читателей и продвижения чтения мы используем? Почему торговля для увеличения продаж и получения прибыли использует широчайшую палитру средств: от планирования помещения и хитроумного размещения товара, учитывающего психологию покупателя до «хитрых» приемов рекламы, пробуждающих жажду немедленного приобретения, а мы практически не используем психологические приемы в своей работе?

Давно уже пора привлечь к проблеме «нечтения» психологов и педагогов – не затем, чтобы анализировать глубину этого «нечтения», а затем, чтобы разработать методику практического применения современных приемов привлечения к чтению. Публичной библиотеке жизненно необходимо обучение библиотекарей методике индивидуальной работы, стимулирование личного развития библиотекаря как читателя, обучение родителей маленьких детей.

Российская государственная библиотека для молодежи ведет эту работу, организует семинары с участием психологов и социологов, на которые регулярно нас приглашает, а мы также регулярно не можем приехать. Вот здесь нам нужна

помощь нашей главной молодежной библиотеки и Российской библиотечной ассоциации. Нам бы очень помогли региональные семинары по продвижению чтения и библиотеки. Каждое подобное мероприятие заметно активизирует творческую деятельность и инициативу библиотекарей, дает стимул к развитию библиотечного дела в регионе. Мы с удовольствием вспоминаем «Библиокараван–2003», который проходил у нас в Омске и предлагаем провести региональную профессиональную встречу в нашем городе – самом лучшем городе Сибири, где библиотекари очень озабочены проблемой привлечения молодежи к книге и чтению!

Привлечение молодежи в библиотеку опыт работы библиотеки

А молодёжь придёт в библиотеку лишь в том случае, если ей будет там интересно и полезно. Ведь мы хотим, чтобы они ИСКРЕННЕ радовались встрече с нами. И есть приметы того, что всё большему числу библиотек это удаётся.

Часто сотрудники «в возрасте» встают в тупик: ну, что ещё можно придумать такого, чтобы молодые люди стремились в библиотеку — в морозный и дождливый вечер, отвергнув поход, например, в любимое кафе, да ещё и прихватив с собой друзей. Это действительно трудно, потому что у взрослых и молодых разные социальные ориентиры, культурные предпочтения, потребности и мотивы посещения тех или иных мест и проч.

Ответ напрашивается сам собой. Нужно просто спросить об этом саму молодёжь. Но не с помощью опросов — это формально и нерезультативно. Попробуйте предложить молодым людям самим придумать проект и реализовать его в библиотеке.

Именно так РГБМ и поступила в 2014—2015 годах, дважды проведя конкурс библиотечных молодёжных проектов «Фабрика идей». В совокупности пришло более 70 интересных, проработанных идей. 12 были отобраны для практической реализации. Некоторые из них длительного действия: 1—2 года. И популярность проводимых победителями «Фабрики» лекториев, мастер-классов, квестов по сию пору велика.

Магаданская областная юношеская библиотека поддержала эту форму и объявила свой конкурс «Фабрика идей», адресовав предложение не только отдельным людям, но и инициативным группам, общественным организациям и объединениям. А сейчас уже Кемеровская областная библиотека для детей и юношества анонсировала конкурсный отбор молодёжных инициатив «Другое место». Горожан 14—30 лет приглашают организовать лектории, публичные чтения, фестиваль или студию, создать площадку для общения, обучения или творчества.

Хотя в РГБМ практика использования молодёжных инициатив существует уже более пяти лет, первопроходец здесь — Новосибирская областная юношеская библиотека. Слушая их, мы тогда не понимали и не верили, что могут быть клубы, которые придумывают и ведут сами молодые ребята на условиях волонтёрства. Только когда своим ходом пришли к этому, осознали в полной мере их пионерскую (читай: новаторскую) идею. А сейчас по этому пути пошли многие юношеские библиотеки. Такова Самарская областная юношеская, среди проектов которой —два уникальных: мастер-класс для людей с ограниченными возможностями здоровья «Мультимобильность» и конкурс молодёжных бизнес-идей.

Разные библиотеки идут своими путями к молодёжи. Крупные региональные библиотеки активно реализуют разного рода проекты, которые находят отклик у молодёжи. Надо сказать, что если в библиотеке есть реально действующий молодёжный совет, то библиотеку ждёт успех. Яркий пример тому — Рязанская областная научная библиотека им. М. Горького, которая предлагает городу буквально фейерверк молодёжных проектов.

Психологически очень точно выстроили свою работу сотрудники Библиотеки Автограда (Тольятти). Они, по их выражению, «запустили в свои стены молодёжь». Вот как это представила директор библиотеки С.Н. Павидис: «Да, сначала ребята не были нашими читателями. Но у них были увлечения, которые очень близки нам. Все началось с лингвистических клубов общения. И мало того, мы стали встречать их в вечернее время, дважды в неделю работая до 21 часа. Наверное, целый год, приходя сюда, они говорили: «Мы не в библиотеку, мы в лингвоклуб». Но мы точно сделали правильный ход, потому что погрузили их в нашу среду. Ну, не могли они ходить мимо книг, не зайдя в зал литературы иностранных языков, в зал художественной литературы. И к этим ребятам потянулась другая молодёжь. Занимаясь своими направлениями — музыкальными, даже танцевальными, они всё равно попадали в книжную среду».

И когда правильно организованное пространство библиотеки привлекает молодёжь, это становится предметом гордости. Вот что говорит сотрудник ЦРБ им. Н.В. Гоголя (Санкт-Петербург): «Молодой человек в любом случае смотрит сначала на обёртку: как выглядит библиотека, кто и как его встречает. Мы делаем ставку именно на молодёжь, она составляет основу нашей аудитории. Мы и книги подбираем соответствующие, ведь молодёжь что читает? То, о чём говорят: известных авторов, лауреатов премий и так далее. Сейчас очень много вариантов, куда пойти, и мы очень рады, что из всего разнообразия молодые люди выбирают нас, значит, мы работаем правильно».

Можно констатировать, что идея выделения во взрослых библиотеках отдельных пространств для молодёжи всё более «овладевает массами». Вот интересные примеры этих инициатив.

На базе Новороссийской городской библиотеки уже более пяти лет существует на правах отдела «Молодёжный проспект». Там учитывали, что наиболее привлекательными формами являются музыка, танцы, игры, ток-шоу и т.п. И сейчас на интересы своих ровесников работают и молодые сотрудники, и волонтёры.

Два года назад на Всероссийском конгрессе РБА новоуральские библиотекари узнали об интересном опыте работы коллег Информационно-библиотечного объединения г. Заречный Пензенской области, где в течение четырёх лет реализовался проект «Библиоnight». Проект, что называется, их «зацепил». И теперь уже в Новоуральском городском округе успешно стартовал городской молодёжный проект «БиблиоTime». Они добились результата: организовали в библиотеке пространство для молодёжи, выделив несколько площадок: для чтения, обучения и релаксации, создав место, где молодые люди «встречаются с друзьями, пользуясь бесплатным wi-fi, делают уроки, читают книги, удобно расположившись в кресле, смотрят хорошие фильмы, слушают музыку, играют в настольные игры».

Идеей выделения «молодёжных зон» увлечены сейчас и многие региональные научные библиотеки, независимо от того, есть в городе юношеская библиотека или нет. Это и Архангельск, и Омск, и Южно-Сахалинск… Они уверены, что это дополнительный стимул для молодых людей прийти к ним. По данным Всероссийского исследования «Библиотечно-информационное обслуживание молодых пользователей в российских библиотеках», проводимого РГБМ в 2016 году, с открытием Молодёжного центра в Московской областной научной библиотеке им. Н.К. Крупской посещаемость увеличилась на 25 %.

Разумеется, проекты, подразумевающие наличие в библиотеках отдельных молодёжных пространств, предполагающие активную работу с волонтёрами, — это примета ближайшего будущего общедоступных библиотек. За рубежом такие пространства называют «молодёжными зонами» — они давно уже существуют в публичных библиотеках США и активно создаются в Европе и некоторых странах азиатского континента.

Наметившаяся сегодня тенденция слияния библиотек разных типов, не предполагает однозначного ответа: хорошо это или плохо. Везде по-разному. Можно привести свежий пример, который пока не вызывает негативной реакции.

С одной стороны, закрытие Вологодской областной юношеской библиотеки очень больно отозвалось в библиотечной среде, хотя в этом, как нам кажется, было больше экономической прагматики, чем неприятия собственно библиотеки, которую любили в области.

С другой, в открытии спустя короткое время на базе областной научной библиотеки информационно-библиотечного юношеского центра есть рациональное зерно. Молодёжь получила и своё пространство с читальным и компьютерным залами, где она может реализовать досуговые интересы, и доступ к более чем миллионному книжному фонду, что, безусловно, облегчит подготовку к учебным занятиям. Теперь всё будет зависеть от персонала, которому, несомненно, понадобится дополнительная подготовка, ведь специалист по работе с молодежью — это профессия, которой сейчас учат в вузах.

Хотя быстрая «реинкарнация» Вологодской юношеской в виде юношеского центра в структуре научной — это скорее пока исключение из правил. В реальной жизни картина далеко не столь радужная.

И не везде есть такие чувствительные к культуре губернаторы, как в Красноярском крае, который на данный момент является правофланговым в деле создания новых, современных библиотек. Недавно хорошая новость пришла из Канска: там открылась обновлённая городская библиотека, где нашлось место и детской, и молодёжной зонам. А ведь там еще успешно работает Модельная молодёжная библиотека (сотрудник ее Наталья Чайкина стала финалистом III Всероссийского конкурса «Библиотекарь года — 2015»). Да и Красноярская краевая юношеская библиотека широко известна стране своими нестандартными подходами к работе со своими пользователями.

Одна из версий объединения библиотек, которая активно посещает головы рачительных руководителей культуры, — это объединение детских и юношеских библиотек. Здесь ситуация прямо противоположная той, что была, например, в Вологде. Ибо объединение этих двух типов библиотек имеет однозначные последствия. Дети просто вытесняют молодёжь, и она в лучшем случае уходит во взрослые библиотеки, в худшем — вообще забывает о библиотеке как таковой.

Молодые люди любят ходить в «свои» юношеские, молодежные библиотеки и готовы посещать взрослые (если там понимают и учитывают их потребности и интересы), но детские для них — пройденный этап. Подобная картина наблюдается повсеместно. Поэтому надо трезво относиться к тому, что в результате объединения детских и юношеских библиотек верхняя возрастная граница пользователей «зависает» на уровне 16 лет — пока человек ещё учится в школе.

Причина — на поверхности. Родившийся человек проходит последовательно разные стадии взросления. Но всегда стремится вперёд и никогда назад. Поэтому дети жаждут очутиться в среде более старших, а молодые люди стремятся скорее повзрослеть. Это нормально и психологически оправдано. Пример. Напротив здания Юношеской библиотеки Республики Коми прямо по переходу — городская детская библиотека. И дети, особенно 12-летки, вместо «своей» детской предпочитают юношескую. Потому что там интересней. А молодёжи это не нравится — у неё свои дела, свои интересы и круг общения, они знают, чего хотят.

Дети и молодёжь – это разные социально-возрастные группы пользователей библиотеки. И каждая требует к себе особого отношения. С детьми прямолинейное воспитание допустимо и даже — на определённом этапе — обязательно. С молодёжью возможны только партнёрские, равно уважительные отношения. В пределах одной библиотеки персоналу бывает трудно совместить два подхода, две манеры общения. Поэтому, как мы часто замечали, умные сотрудники детско-юношеских библиотек берут читателей юношеского возраста в союзники и напарники по воспитанию младших.

Состав фонда, набор информационно-библиотечных услуг, формы и методы работы с детьми и с молодёжью, взаимоотношения с ними персонала принципиально рознятся. Об этом, как правило, не думают те, кто принимают решения об объединении структур. Да и не их это дело, — как правило, им это «подсказывают». Но дело нашего профессионального сообщества об этом напоминать и по мере сил «просвещать» своё руководство.

Выше мы говорили, что выделение «молодёжных зон» весьма характерное явление для зарубежных публичных библиотек. И мы тоже движемся в эту сторону. Однако в мире идёт и другой, встречный, процесс — создание отдельных юношеских, молодёжных библиотек. Интересные, эффективно работающие молодёжные библиотеки есть в Гамбурге, Дрездене, Мюнхене (Германия); Сингапуре; Стокгольме (Швеция); Хельсинки (Финляндия); Ольштыне, Вроцлаве (Польша); Парк-Ридже и Оберне (США, штаты Иллинойс и Индиана)… Да вот хотя бы недавний пример. В декабре 2015 года в Днепропетровске (Украина) планировалось открытие молодёжной библиотеки с обновлённым книжным фондом, с компьютерной техникой, популярной у молодёжи, новым дизайном и проч., и проч., вплоть до спортзала.

Многие российские юношеские и молодежные библиотеки приобретают новый образ, современный и стильный, совершенно не отличимый от своих зарубежных «аналогов». Не так давно в новом, обновленном качестве предстала перед нами, например, Астраханская молодёжная библиотека им. Бориса Шаховского. И внешний облик, и формы работы с молодежью показались организаторам международного киноальманаха «Library Planet» настолько интересными, что ими быт снят видеосюжет об астраханской библиотеке (с титрами на английском языке). Посмотрите, и вы все поймете.

Сегодня Россия предлагает миру новые, нестандартные формы и методы работы с молодёжью. Ведь система специализированных юношеских библиотек, библиотек для молодёжи существует у нас с 1966 года. И опытом их начинают интересоваться зарубежные коллеги.

Так, в мае 2015 года в РГБМ приезжала большая группа южнокорейских специалистов, преимущественно из Национальной библиотеки для детей и юношества. Их приезд был «подготовлен» предыдущим «десантом»: за год до этого в Москву приезжали специалисты этой библиотеки в рамках заключенного Меморандума о сотрудничестве между НБ для детей и юношества Южной Кореи и РГБМ. В задачи новой группы входило изучение опыта работы с молодёжью, которая напрочь игнорирует их собственные библиотеки (почему — это другой вопрос, оставим его за пределами данного разговора).

Для нас важен факт: в мире начали понимать: молодёжь требует к себе особого внимания, и именно библиотеки являются «социальными лифтами», дающими и знания, и широту кругозора, и психологическую подготовку к взрослой жизни. Осознание важности формирования «человеческого капитала» молодёжи в каждой стране приходило и приходит в разное время. Как правило, её отчетливо замечают тогда, когда молодёжь сама начинает активно проявлять себя — так сказать, «мешать», бунтовать, протестовать. Или когда приходит отчетливое осознание того, что, в отличие от детей, нашего «счастливого завтра», молодёжь — наше настоящее, без которого это «завтра» может не наступить.

Почему так привлекательна для молодёжи идея «своей» библиотеки? В далёком уже 2007 году, когда мы только начинали модернизацию РГБМ, молодой человек, мой давний знакомый, долго допрашивал меня: что мы всё-таки такое создаем? Наконец сказал: «А… понял. Вы создаёте интеллектуальную альтернативу коммерческому досугу молодёжи». С тех пор, с его подачи, понятие «интеллектуальный досуг» зашагало по стране, постепенно войдя в профессиональный оборот.

Просматривая отзывы пользователей в Сети, мы убедились, что молодёжь действительно воспринимает «свою» библиотеку как своего рода интеллектуальную альтернативу популярным в её среде кафе и антикафе (куда тоже внедряют книги), коворкингу и его производным (где готовятся к занятиям, работают в одиночку или в группе). И если библиотека уместилась в систему ценностей и предпочтений молодёжи, она победила и может уже сама управлять ситуацией.

Читайте так же:  Молитва от сглаза киприану и иустине
Привлечение молодежи в библиотеку опыт работы библиотеки
Оценка 5 проголосовавших: 1